Елизавета Канаузова: о настоящей музыке,

творческом поиске и капризах голоса

Участница и лауреат многочисленных российских и международных оперных фестивалей, конкурсов, обладательница великолепного сопрано, Елизавета Канаузова держит себя очень скромно. Притом, что ее как оперную певицу, знают в самых престижных залах Москвы. Наверное, это свойственно многим выпускникам Российской Академии музыки им. Гнесиных. Именно там, признается Елизавета, ее научили бережному отношению к голосу и серьезному – к сцене.

У Елизаветы в Академии был редкий педагог – Валентина Николаевна Левко, профессор, Народная артистка России, бывшая солистка Большого театра.

- Она подарила мне настоящую ВОКАЛЬНУЮ школу, - рассказывает исполнительница, - в профессиональном смысле. Занималась всегда со студентом столько, сколько ему было нужно. Удивительное дело, но Валентина Николаевна никогда не смотрела на часы! Любую партию подвергала доскональному изучению.Так же в свое время с Ней работала и готовила первые партии в Большой театр известная оперная певица Мария Петровна Максакова, жена прославленного певца и педагога Максимилиана Максакова. Поэтому в обучении всегда присутствовало творчество, не было общепринятости.

Елизавета Канаузова начала петь в 12 лет в Кисловодске, где родилась. Окончила 7 –летку по классу ф-но. Из них 5 занималась вокалом. И однажды почувствовала, что петь – гораздо интереснее, чем играть. Преподаватели же увидели в ней большой потенциал оперной певицы. Сегодня в репертуаре Елизаветы не только разные по сложности оперные арии зарубежных и отечественных классиков, но и неаполитанская, бразильская, испанская программы, русские романсы, песни Пахмутовой, Дунаевского, Хренникова, столь близкие старшему поколению.

Елизавета Канаузова – частый гость и участник фестивалей «Возрождение» и «Primavera Classica» в Москве. «Здесь ребята искренне поддерживают друг друга! Выступая в такой атмосфере, получаешь заряд положительной энергии, и, думаю, так может сказать каждый, кто хотя бы раз поучаствовал в этих концертах». «Шаляпинские сезоны», которые проходят при поддержке Шаляпинского Общества в Кисловодске, тоже очень любимы певицей. С ними у нее связано интересное воспоминание:

- Так случилось, что концертмейстер Шаляпинского фестиваля не успел со мной отрепетировать перед началом вечера. Зал – на 600 мест, среди зрителей – представители Министерства культуры, другие уважаемые гости. И тут такое: мне надо петь куплет, а музыкант играет припев! Каждый «пел о своем» минуты две, но в финале мы все-таки встретились! Еще и аплодисменты сорвали. Исполняла я тогда Болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня» Дж. Верди.

Поет Елизавета Канаузова и для детей. Впервые в Консерватории им. П. И. Чайковского по случаю Нового 2010 года прошли праздничные представления с необычной, бальной атмосферой. Маленьких гостей встречали лакеи, а на сцене их приветствовала Королева бала. Конечно, не обошлось без Деда Мороза и Снегурочки: их оперные арии дети слушали, затаив дыхание. В таком музыкальном «эксперименте» Елизавета играла и Королеву бала, и Снегурочку:

- Представление устремляет взгляды зрителей к неповторимой классике, развивает музыкальный вкус и приобщает к великим композиторам. Участвовать в нем стало удовольствием. И что интересно: такого в Москве еще не было.

О том, что оперная музыка обретает все больше ценителей и перестает быть музыкой «не для всех», говорили на пресс-конференции в Московской государственной филармонии с участием представителей региональных филармоний в феврале прошлого года. Гости отметили положительную тенденцию: концерты классической музыки собирают полные залы, тогда как билеты на выступление эстрадных певцов продаются с трудом. «Люди потянулись к настоящему, - комментирует Елизавета, - в тяжелые времена, а именно такие наступили в стране с экономическим кризисом, взор обращается к лучшим образцам классического искусства. Думаю, в оперной музыке слушатели находят духовную глубину, проникновенность и глубокое ощущение прекрасного, что помогает смотреть на многое с оптимизмом».

Впереди у Елизаветы Канаузовой – концерт во Владивостоке. Порой, рассказывает исполнительница, приглашения поступают из самых неожиданных уголков и городов страны! Ответить на все, увы, не всегда получается…Бывает, невозможно совместить физически, иногда голос требует элементарной передышки: «Ведь он капризен, как любой инструмент!». А голос у Елизаветы особенный – лирико- колоратурное сопрано, что означает самый высокий и подвижный женский голос. А колоратурное, потому что легко исполняет разные вокальные украшения, то есть колоратуры. Сама Елизавета считает, что все возможности ее голоса еще не раскрыты. А потому мечта исполнительницы – встретить профессиональных музыкантов, которые смогли бы направить ее в этом развитии и добиться совершенства. А совершенством для себя певица считает таких оперных исполнителей, как Джоан Сазерленд и Мария Каллас.

На вопрос, посвятит ли всю жизнь сцене, Елизавета улыбается:

- Никогда не стоит загадывать! Я всегда в творческом поиске. Хотя концертную деятельность считаю основной. У меня вот недавно появилась идея написать книгу. В свое время вела на «Радио-1 Культура» программу «Игра в классики», уже расшифровала записи интервью со своими знаменитыми собеседниками… И очень хочется изложить некоторые из них на бумаге. Думаю, моим гостям тоже будет интересно вспомнить спустя несколько лет, что они мне говорили…

Марина Осипова

публикация в журнале "Дом культуры"

май 2010г